Пе-2


Пе-2
Пе-2 из 12 гвбап КБФ (зима 1943 г.)

В августе 1938 года в ОКБ-29 НКВД в бригаде В.М.Петлякова началось проектирование высотного истребителя "100" (СТО, ВИ-100). Для самолёта была выбрана аэродинамическая схема свободнонесущего моноплана с гладкой обшивкой и двухкилевым оперением. Новинкой было применение двухместной гермокабины (конструктор М.Н.Петров), турбонагнетателей, широкое применение электромеханизмов (конструкторы А.А.Енгибарян и И.М.Склянский). Предусматривалось достаточно мощное вооружение: 2 пушки ШВАК, 2 пулемёта ШКАС, 2 кассеты трёхдюймовых артиллерийских снарядов (по 24 в каждой). Сроки для проектирования были установлены жёсткие. Так как гермокабину и турбонагнетатели к сроку готовы не были, самолёт срочно перекомпоновали. Для сохранения центровки второго члена экипажа перенесли к задней кромке крыла. В таком виде макет ВИ-100 7 мая 1939 года был представлен комиссии. После одобрения проекта началось изготовление чертежей. Осенью 1939 года на заводе №156 изготовлен первый прототип. 22 декабря лётчик-испытатель П.М.Стефановский впервые поднял его в небо. Весной 1940 года завершено изготовление второго прототипа. Его без проведения заводских испытаний передали в НИИ ВВС.

Но объективная оценка состояния авиации потенциальных противников показала, что в ближайшие годы не следует опасаться массового применения высотных бомбардировщиков, поэтому отпала острая необходимость и высотного истребителя. В мае 1940 года Петлякову было дано указание переделать ВИ-100 в пикирующий бомбардировщик ПБ-100. Экипаж самолёта был увеличен до 3 человек. Неподвижное направленное вперёд вооружение должно было состоять либо из 4 пулемётов, либо из 2 пушек и 2 пулемётов. Нормальня бомбовая нагрузка в 600 кг должна была размещаться в центроплане. Ещё 400 кг бомб можно было подвешивать снаружи. Первоначально предполагалось оставить на самолёте и гермокабины (теперь их должно было быть две), и турбонагнетатели, стрелок должен был получить дистанционно управляемую подвижную стрелковую установку, но командование ВВС с неодобрение отнеслось к избыточной сложности проекта и все новшества остались на бумаге. На испытаниях прототип показал высокие лётные характеристики. 1 мая 1940 года прототип впервые был продемонстрирован публике во время воздушного парада над Красной площадью в Москве. Испытания ПБ-100 завершились 10 мая. 23 июня было принято решение о запуске самолёта в серийное производство на заводах №22 и №39 в Москве. Внедрением самолёта в серию занимался А.И.Путилов. В декабре 1940 года самолёт получил обозначение Пе-2. 15 декабря лётчик-испытатель Н.Фёдоров поднял в небо головной самолёт первой серии. Весной 1941 года серийные Пе-2 начали поступать в строевые части. До начала войны успели выпустить 458 самолётов.

Пе-2 построен по аэродинамической схеме свододнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая (в 1941-1942 годах выпускались самолёты с деревянной хвостовой частью). Фюзеляж типа полумонокок (с редким силовым набором, почти монокок). Крыло двухлонжеронное, трапецевидное в плане. Механизация крыла состояла из закрылков типа "Шренк" и элеронов. Оперение двухкилевое. Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. В зимнее время могло устанавливаться лыжное шасси. Под консолями крыла установлены аэродинамические тормоза (решётки из стальных труб). Силовая установка состояла из 2 поршневых V-образных 12-цилиндровых редукторных двигателей жидкостного охлаждения М-105Р конструкции В.Я.Климова с трёхлопастными металлическими винтами изменяемого шага ВИШ-61Б. Водорадиаторы размещались в крыле по обе стороны от каждого двигателя. Маслорадиаторы размещались непосредственно под двигателями. Топливо размещалось в 5-9 (в зависимости от модификации) протектированных баках. Самолёт мог брать на борт до 1000 кг бомб различных типов калибром до 500 кг. Экипаж размещался в двух кабинах: лётчик и штурман в передней, стрелок - в задней. Бомбовая нагрузка размещалась в бомбоотсеке (600 кг) в центральной части фюзеляжа, в небольших отсеках в задней части мотогондол (по 100 кг) и на внешней подвеске под крылом. Мелкие бомбы размещались в кассетах. При пикировании можно было сбрасывать бомбы только на внешней подвеске (при этом вся бомбовая нагрузка размещалась на наружных бомбодержателях). Под крылом могли установливаться направляющие для реактивных снарядов РС-132. Оборонительное вооружение состояло из 2 неподвижных пулемётов ШКАС (позже один заменён на УБК) у пилота, 1 ограниченно подвижного ШКАС (позже УБК) в шкворневой турели, 2 пулемёта ШКАС у стрелка (один в полу, один перекидываемый с борта на борт). Начиная с 179 серии устанавливался держатель ДАГ-10 для 10 гранат АГ-2.

Существовали следующие модификации:

Пе-2 был для своего времени большим шагом вперёд в отечественном самолётостроении по своей конструкции, технологии и особенно по оборудованию.

Пе-2 серийно выпускался на 4 заводах: №22, №39, №124, №125. После эвакуации в октябре 1941 года в Казань завода №22 там был создан целый комплекс заводов по производству Пе-2. До декабря 1945 года изготовлено 11247 самолётов Пе-2 и Пе-3 всех модификаций. Во время Великой Отечественной войны Пе-2 был самым массовым советским бомбардировщиком. В ходе производства самолёт постоянно модернизировался. После гибели 12 января 1942 года в авиакатастрофе В.М.Петлякова работы по самолёту возглавил А.М.Изаксон. В апреле его сменил А.И.Путилов. С июня 1943 года разработкой модификаций Пе-2 занимался В.М.Мясищев.

В боевых условиях впервые применён 22 июня 1941 года, когда группа из 17 самолётов 5 бап разбомбила Галацкий мост через реку Прут. Позже он участвовал в сражениях на всех фронтах в сухопутной и морской авиации в качестве бомбардировщика, тяжёлого истребителя, разведчика. После войны снят с вооружения. В полках его заменил более совершенный бомбардировщик Ту-2. Последние Пе-2 эксплуатировались до 1948 года.

Весной 1944 года был сформирован 1-й польский авиакорпус, в состав которого вошли 3 полка, вооружённых Пе-2. Боеготовности они достигли только к концу мая 1945 года, поэтому в боях участия не принимали. После войны Пе-2 эксплуатировались в польских ВВС до 1951 года. Так же в послевоенное время Пе-2 находились на вооружении ВВС Болгарии, Китая, Чехословакии, Югославии. Самолётами Пе-2 и УПе-2 весной 1945 года был укомплектован формирующийся французский 2 бап "Бретань", но окончание боевых действий не позволило французам принять в них участие. 7 трофейных самолётов Германия продала Финляндии. Ещё один достался финам после вынужденной посадки. Все они эксплуатировались в финских ВВС, в основном, как разведчики. Последний из них летал до 1946 года.

На Пе-2 совешил таран Линчевский А.А.


Лётно-технические характеристики

Модификация Пе-2
Двигатели М-105Р
Мощность, л.с.: 2х1100
Габариты, м:

длина
размах крыла
высота

12,6
17,6
4,0
Площадь крыла, м3 40,5
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная

5863
7536
Запас топлива, л 1000 (1484)
Скорость максимальная, км/ч:

у земли
на высоте 5000 м

452
540
Дальность полёта, км 1200
Потолок, м 8800
Время набора высоты 5000 м, мин. 9,3
Экипаж, чел 3
Бомбовая нагрузка, кг:

нормальная
максимальная

600
1000
Оборонительное вооружение 5 ШКАС

Список использованных источников

  1. Бомбардировщики Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 4. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 6-7.
  2. Колесников П. Самолёты Великой Отечественной. Фронтовые бомбардировщики // Крылья Родины. - 1984. - №5. - С. 22-24.
  3. Косминков К.Ю., Гринюк Д.В. Самолёты сталинских соколов. - СПб.: "Аэромузей", 1992. - С. 31.
  4. Котельников В.Р., Лейко О.Ю. Пикирующий бомбардировщик Пе-2. - М.: МАИ, 1993.
  5. Котельников В.Р., Медведь А.Н., Хазанов Д.Б. Пикирующий бомбардировщик Пе-2 // Авиация и космонавтика - 2004. - №5-6.
  6. Лагутин О.В. Самолёт на столе. - 2-е изд., испр. и доп. - Киев: "АэроХобби", 1997. - С. 118.
  7. Марков А. Бомбардировщик, которого боялись истребители // Моделист-конструктор. - 1986. - №8. - С. 9-13.
  8. Медведь А.Н., Хазанов Д.Б. Пикирующий бомбардировщик Пе-2. - Часть 1. - М.: М-Хобби, 1999.
  9. Медведь А.Н., Хазанов Д.Б. Пикирующий бомбардировщик Пе-2. - Часть 2. - М.: М-Хобби, 2000.
  10. Оружие Победы. - М.: "Молодая гвардия", 1975. - С. 20-21.
  11. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 270-271.
  12. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР. 1938-1950 гг. - 3-е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1994. - С. 154-165.

Rambler's Top100 TopList Aviation Top
Hosted by uCoz